ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Что такое профориентация, кому и для чего она нужна? Как часто перед школьниками и их родителями встает вопрос: кем стать, что делать дальше? Пойти работать и (или) учиться? Если учиться, то где? Как выбрать профессию, специальность, ВУЗ? И множество других самых разных вопросов, ответы на которые определят судьбу выпускника школы минимум на ближайшие 5 лет. 

Подготовка учащегося к поступлению в ВУЗ, даже некоммерческий, стоит времени и денег. То же можно сказать и о процессе обучения. Тратится также и время, которое является единственным невосполнимым ресурсом. Согласитесь, лучше выбросить «коту под хвост» два года жизни, проведенные в неподходящем ВУЗе, чем пять лет или даже всю жизнь. Переучиваться в более зрелом возрасте – это достаточно тяжело и дорого. Второе высшее образование по закону всегда является платным. Тем не менее, сейчас это достаточно распространено, и говорит о том, что множество людей подошли к выбору будущей профессии несерьезно.

Иногда при выборе будущей профессии совершаются ошибки, которые в дальнейшем требуют для своего исправления множества усилий, и которых можно было бы избежать, если вовремя обратиться к специалисту по профессиональной ориентации. Вот самые типичные случаи:

1. Выбор профессии из числа самых популярных (например, юрист, менеджер, экономист). И выходят на рынок труда сотни тысяч невостребованных молодых специалистов, вынужденных в дальнейшем менять профессию.

2. ВУЗ находится рядом с домом (или проще поступить, небольшой конкурс, недорогая оплата за учебу, «МГУ престижнее, чем …»). Подобные заблуждения могут дорого Вам обойтись! Если вчерашний школьник с детства мечтает о профессии, например, архитектора, стоит потратить усилия и деньги на репетиторов, обучение, дорогу до учебного заведения. И художественный техникум в этом случае, окажется предпочтительней, чем МГИМО!

3. «Пусть продолжает дело родителей!» или «Я буду как мама и папа врачом (адвокатом, инженером, сталеваром)». Идея не плохая сама по себе, если бы не одно «НО». Неплохо было бы иметь более надежную мотивацию к будущей профессиональной деятельности, чем желание быть похожим на родителей, иметь соответствующие способности и т.д. Результатом подобного «выбора» является то, что через некоторое время студент-медик разочаровывается в будущей деятельности и тихо ненавидит свою профессию. Будет ли он врачом? Да, весьма вероятно, что хватит сил (родительских или своих) дотянуть до диплома. Возможно, что вчерашний студент будет работать по специальности. Будет ли он хорошим доктором? Будет ли он любить то дело, которым занимается? Будет ли счастлив в профессии?

4. Обязательно надо получить высшее образование! Зачем? Попробуйте честно ответить на этот вопрос? Если ответом будет что-то вроде: «Так принято» или «Чтоб как у всех», - не тратьте время зря! Можно привести массу примеров. Так, мастер по наращиванию ногтей имеет возможность содержать семью из трех человек, отдыхать три раза в год на известных морских курортах в Греции и Испании, купить хорошую машину и сделать дома дорогой ремонт. Далеко не каждый экономист может себе это позволить. При этом у нее два престижных высших образования, хороший опыт работы в известном банке. Но дело не в деньгах: «Наконец-то я могу заниматься тем, что я люблю, а не просиживать в банке по 9 часов в день!», - скажет Вам мастер. Добавьте к этому свободный график, отсутствие начальника, отпуск в любое время года и любой продолжительности, возможность выбирать клиентов, заниматься творчеством, и Вы поймете, что жизнь банковского клерка гораздо менее привлекательна. 

Если же ответ на вопрос звучит как: «Для повышения общекультурного уровня», то и поступать тогда лучше не в тот «заборостроительный» институт, который Вам так приглянулся. Вряд ли Вы добьетесь таким образом поставленной цели. Возможно, следует выбрать философский, филологический, исторический и т.д. факультеты более известного ВУЗа. Конкурс на непопулярные «некоммерческие» направления ниже, а качество преподавания намного выше.

Еще вариант, получить любое образование, но высшее. Можно быть очень успешным в своей профессии человеком имея за плечами строительный колледж. Например, являясь совладельцем небольшого, но прибыльного предприятия, занимающегося строительством и ремонтом.

5. Профессия бухгалтера (учителя, воспитателя, библиотекаря, медсестры и т.д.) очень подходит для любой девушки (всегда пригодится в жизни, не будет мешать основному предназначению женщины – быть женой и матерью, легче подыскать место работы рядом с домом и т.д.). Список предрассудков можно продолжать до бесконечности. Стоит задуматься о том, что для профессии бухгалтера необходимо иметь аналитический склад ума, дружить с математикой и иметь железные нервы для посещения налоговой инспекции. Профессия медсестры предусматривает общение с больными людьми. Иногда больными инфекционными и смертельными заболеваниями. Библиотекарь помимо пыли и скуки получает зарплату, похожую на штраф за неправильную парковку. На что будет жить молодая женщина до замужества или после развода (еще и с детьми)? Лучше задать себе эти вопросы «до», а не «после».

6. Не учитывать способности человека. Ну, нет способностей (да и желания) к математике. Нет, и уже не будет никогда. Может быть, даже нет необходимых данных для получения академических знаний. Если Ваш сын или дочь с трудом окончили школу и дело не в плохой школе, учителях, или нерадивости ученика. Уровень интеллекта может быть недостаточно высок. Можно сейчас конечно найти коммерческий ВУЗ, который за Ваши деньги выучит даже вашу собачку юриспруденции (точнее выдаст диплом). А дальше надо работать. И если способностей нет, то это будет не работа, а китайская пытка. До увольнения. Ошибка в том, что вы проглядели то, что Ваша дочь имеет незаурядные творческие способности. И математика в росписи по шелку не нужна.

7. Ориентироваться только на свои финансовые возможности. Многие известные ВУЗы, имеют программы выдачи кредитов на оплату обучения, начало погашения которых возможно после получения диплома данного учебного заведения. Причем условия достаточно мягкие. Согласитесь, что выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова имеет больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу и самостоятельно погасить кредит, чем выпускник малоизвестного коммерческого неаккредитованного института.

8. Добавьте свой вариант.

Проблема состоит не в том, чтобы избежать какой-то одной известной ошибки, а в том, как не наделать своих. Учесть при выборе профессии все варианты. Учесть способности и желания человека, находящегося на заре своей профессиональной жизни, по сути, еще ребенка, думающего, по мнению родителей, о чем угодно, только не о серьезных вещах.

Школьные программы профориентации построены на наборе из нескольких тестов, результатом которых является список профессий, которые предположительно могут подойти. Тем же грешат программы тестирования, проводимые в профориентационных центрах с использованием PC. К сожалению, это пережиток социалистического прошлого, когда люди были лишь винтиками в государственной машине.

Сейчас взгляд на выбор профессии значительно поменялся. Профориентация – это работа, прежде всего, с личностью человека, его мотивацией и потребностями. Опытный специалист, проведя серию консультаций, может помочь самому выпускнику школы определиться со сферой своих интересов как можно раньше и выбрать направление деятельности и учебное заведение, которое будут приносить радость и стабильный доход долгие годы.

Ольга Жданова

| Алекситимия  | Торонтский алекситимический тест  | Арт-терапия  | Гештальт-психология  |
 |
Долгосрочная психотерапия  Клиентцентрированная терапия  | Краткосрочная психотерапия  |
Пищевая зависимость |
  |
Поведенческая и когнитивная психотерапия   | Профориентация | Психоанализ   | Психологическая коррекция  |  Психологическая помощь | Психологическое консультирование  | | Психопрофилактика  |
Психология цвета | Работа игротерапевта с детьми Телесноориентированная терапия  | Трансактный анализ  | Экстренная психологическая помощь |


| Главная | Программы Центра | Расписание / цены | Предварительная запись | Специалисты центра | Статьи | Контакты |

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР на Волхонке
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР на Волхонке
119019, г. Москва, ул. Волхонка, д. 6, стр. 5
Тел.: 8 (495) 203 9755, (495) 203 9755, 202 4961
E-mail: psy-centre@psychological-counselling.ru