Арт-терапия

Арт-терапия – метод психологической помощи, использующий искусство как терапевтический фактор. Значение метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования, культуры обусловливает интерес к искусству.

Вопрос о том, относится ли арт-терапия к трудотерапии или психотерапии, различные авторы решают по-разному, поскольку в арт-терапевтических занятиях сочетаются позитивные воздействия разного рода. С одной стороны, речь в этом случае обычно идет об использовании прикладных видов художественного творчества, и в арт-терапии отчетливо выступает трудотерапевтический радикал: подготовка материала, обработка его и пр. — кропотливая работа, сама по себе не представляющая большого интереса. С другой стороны, в арт-терапии, как в творческой деятельности человека, учитывающей его самооценку, уровень притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтический радикал, который может иметь в конкретных случаях положительную направленность.

При использовании арт-терапии клиентам предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из меха, тканей и др.).

Арт-терапевтические занятия проводятся двумя способами.

В первом случае – предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом нередко удается увидеть удивительные, необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета — все это непосредственно связано с особенностями мироощущения человека, с его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые элементы его состояния. Помимо лечебного эффекта, арт-терапия позволяет получить в этом случае также дополнительный диагностический материал.

Второй вариант — неструктурированные занятия. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и пр. Основная задача психолога на первых этапах — преодолеть смущение человека, его нерешительность или страх перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно, чему способствует общение друг с другом во время арт-терапии.

Функции психотерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации. Ему необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Наиболее важным компонентом его деятельности является налаживание контакта с пациентом (так как часто это может быть больной человек или ребенок). Должно учитываться психическое состояние человека, его личностные особенности, подготовленность, интеллект и многие другие факторы, ведь арт-терапевт участвует и в развитии эстетических навыков.

Поэтому роль кабинета арт-терапии велика, разнообразна и значительно видоизменяется в ходе психотерапии.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации посещения кабинета и участия в занятиях, усилении интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что люди нередко открывают в себе творческие возможности и позже, после завершения терапевтической работы, продолжают уже самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе арт-терапии.

Многими авторами подчеркивается роль арт-терапии в повышении адаптационных способностей человека в повседневной жизни. Терапия творчеством может являться важным компонентом индивидуальной и групповой психотерапии.

Алекситимия – «безречечувствие» | Торонтский алекситимический тест | Арт-терапия Гештальт - психология | Долгосрочная психотерапия | Клиентцентрированная терапия (гуманистический подход) | Краткосрочная психотерапия | Поведенческая и когнитивная психотерапия | Психоанализ (психодинамическая психотерапия) | Психологическая коррекция | Психологическая помощь: содержание понятия и классификация видов помощи | Психологическое консультирование | Психопрофилактика, психологическая реабилитация и психологическое развитие | Психология цвета | Работа игротерапевта с детьми | Телесноориентированная терапия | Трансактный анализ | Экстренная психологическая помощь | НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП) | ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ |



| Главная | Обо мне | Личная консультация | Корпоративным клиентам | Контакты |
| Вопросы | Выступления в СМИ | Статьи | Психологи центра | Ссылки | Сотрудничество |