Трансактный анализ
Создателем трансактного анализа является американский психиатр Э. Берн. Согласно его концепции, человек запрограммирован своими «ранними решениями» в отношении реализуемой им впоследствии жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то в детстве были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны.
Основная цель психотерапевтического процесса — реконструкция личности на основе пересмотра существующих жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей.
Трансактный анализ включает в себя:
1) структурный анализ — анализ структуры личности;
2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;
3) анализ психологических игр — скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу во взаимоотношениях с людьми или для себя лично);
4) анализ сценария (скриптанализ) — рассмотрение индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует, сам не подозревая об этом.
Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»:
-
Родитель – «внешние» психические установки, стереотипы поведения и моральные ценности, приятые когда-то личностью и существующие и функционирующие теперь, как «свои»;
-
Ребенок – «изначальные» психические потребности и желания, свободные, социально не скорректированные, реакции и выражения эмоций, проявления своей индивидуальности;
-
Взрослый – «новообразованная» психическая структура, возникающая в процессе взросления и развития человека, позволяющая принимать соответствующие жизненной ситуации решения, учитывая «своего» Родителя и Ребенка.
Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией.
В теории З. Фрейда Взрослому соответствует «Я». Подобно тому как «Я» у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами «Оно» и социальными запретами «Сверх-Я», Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Именно к Взрослому состоянию клиента обращается психотерапевт в процессе работы с ним.
При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные «Я»-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.
Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неадекватное ситуации состояние «Я». Коммуникация прекращается, такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются обычно тупиком с выражением негативных эмоций.
Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний Я, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.
Понятие психологической позиции является одним из основных в трансактном анализе. Известным пропагандистом этого вида психотерапии стал психиатр Т.Э. Харрис благодаря своей книге «Я о'кей — ты о'кей» Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе трансактного анализа. Т. Харрис различает 4 основные позиции:
1. «Я о'кей — ты о'кей».
2. «Я не о'кей — ты не о'кей».
3. «Я не о'кей — ты о'кей».
4. «Я о'кей — ты не о'кей».Психологические позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить свое восприятие окружающего мира. Психологическая позиция становится жизненной позицией, исходя из которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий, а также выбирают людей, которые играют определенные роли, соответствующие жизненному сценарию.
Сценарий — это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское «Я»-состояние через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий. Анализ его является основной целью трансактного анализа.
Трансактный анализ — это интеракционная психотерапия, которая часто проводится в групповой форме. Пациентов обучают основным понятиям трансактного анализа, пониманию механизмов поведения и их дискомфортных состояний. Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого «Я»-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства и жизненной позиции.
Главная цель трансактного анализа, по Р. и М. Маклюр Гулдинг, состоит в пересмотре ранних детских решений, которые принимаются нами в ответ на реальные и воображаемые родительские «приказания» (ожидания, просьбы, установки, объяснения и т.д.), и таким образом мы сами изначально строим свой жизненный сценарий, решаем, как мы будем жить. Если было принято ранее решение, то, с помощью различных психотерапевтических приемов, члены группы могут заново пережить сцены раннего детства, оживить ситуации, в которых они приняли определенное пораженческое решение относительно себя и своей жизни, и, в конце концов, могут принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Авторами развит модифицированный вариант трансактного анализа, сочетающий свои принципы и приемы с гештальт-терапией, психодрамой и модификацией поведения.
Большой акцент делается и на рациональном подходе. Конечной целью трансактного анализа является достижение автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства.
Трансактный анализ используется при терапии с клиентами, находящимися в дискомфортном состоянии, но не страдающими какими-либо формами психических расстройств. Этот метод может использоваться и при лечении неврозов в широком возрастном диапазоне. Менее эффективно его применение для лечения психотических больных, а также больных с тяжелыми хроническими формами неврозов.
Сильной стороной трансактного анализа является установление общего языка с клиентом, что облегчает формирование психотерапевтического контакта, а также довольно быстрый ощутимый результат психотерапевтической работы.